+7 (495) 737-73-70

О Методе

Метод "активизации возможностей личности и коллектива" (Метод Китайгородской) - это инновация, ставшая классикой интенсивного обучения. 

Уже более 40 лет Метод Китайгородской работает на обучение ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. Уникальность нашего Метода состоит в том, что благодаря научно разработанной системе, используемым техникам запоминания и специально созданным учебникам результат достигается в МАКСИМАЛЬНО КОРОТКИЕ сроки.

 

Что же такое интенсивное обучение?

Чтобы точно определить, что является для нас главным в концепции так называемого интенсивного обучения, следует ввести слово «активизация». Активизация — процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. В своем исходном значении слово «интенсивный» (лат. «intensus») означает «напряжение», т.е. активность в единицу времени. В этом случае понятие "интенсивное обучение" соответствует нашей концепции — динамизм, активность во взаимодействии преподавателя и учебной группы, учащихся между собой. Именно состояние активности преподавателя и учащегося обеспечивает высокий уровень интенсивности (напряженности) учебного процесса.

 

Подобное представление об обучении исключительно актуально, т.к. проблемы взаимодействия людей все более прочно сращиваются с проблемами обучения неродным языкам. Ведь сегодня стратегической целью обучения является не только овладение языком как средством общения, но и языком как средством приобщения к иной культуре. Социопсихолингвистические исследования за рубежом и в нашей стране позволяют принимать за точку отсчета не языковой код, а речевую активность, активность речевой деятельности. Теория коммуникации убеждает нас в том, что недостаточно знать язык, систему языка, правила функционирования языкового кода. Чтобы общаться, надо знать, как пользоваться языком в определенном контексте, т.е. выучить язык означает сегодня овладеть речевым поведением в естественных ситуациях. В этих условиях функции языка, а не его структура, приобретают первостепенное значение в процессе обучения.

 

В нашей концепции интенсивного обучения мы рассматриваем овладение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций. Общение на изучаемом языке пронизывает процесс обучения, являясь одновременно целью этого обучения, основным средством и условием его достижения. Поэтому интенсивное обучение может быть определено как особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное усвоение материала (овладение предметом) и активное совершенствование, развитие личности (учащихся и преподавателя).

 

Естественно, что такое понимание интенсивного обучения исключает представление о «минимизации» учебного материала, а также усилий преподавателя и учащихся. В нашем случае речь идет о максимизации объемов учебного материала и усилий преподавателя и обучаемых, т.к. интенсивное обучение основано на активизации их деятельности. Активность участников учебного процесса выражается в максимальной и постоянной их вовлеченности в процесс управляемого группового взаимодействия, общения-обучения.

 

Широкое использование групповых (коллективных) форм взаимодействия в учебном процессе приводит к тесному переплетению методики и социальной психологии, что характеризует нашу концепцию интенсивного обучения. Это единственная психолого-педагогическая концепция, которая строит учебный процесс на основе принципа коллективного взаимодействия, "социального взаимодействия". Именно поэтому единицей организации учебного материала и учебной деятельности является ситуация взаимодействия, динамическое событие, моделирующее образы реальной жизни.

 

Итак, мы предлагаем иной психологический путь достижения педагогической цели. Психологические опоры интенсивного обучения требуют соответствующей организации учебного материала и учебного процесса.

 

Для более полного представления об интенсивном обучении необходимо остановиться на психолого-педагогических принципах, которые не только характеризуют его, но и помогают преподавателю творчески использовать предлагаемое учебное пособие, оставаясь в рамках метода активизации возможностей личности и коллектива.

 

Принципы метода активизации возможностей личности и коллектива:

  1. принцип личностного общения;
  2. ролевой (игровой) организации учебного материала и учебного процесса;
  3. коллективного (группового) взаимодействия;
  4. концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса;
  5. полифункциональности упражнений.

 

История создания Метода

Метод Китайгородской - это уникальная система обучения, защищенная докторской диссертацией, описанная в монографии, методических пособиях и статьях. Более того, это целая философия жизни. Как же появился метод и почему он именно такой? Лучше всего рассказ об этом прозвучит из уст самого автора - профессора Г. А. Китайгородской.

Все началось еще в 1964 году, когда Г.А. Китайгородская работала в МГПИИЯ им.Мориса Тореза (как он тогда назывался) на 10-месячных курсах, которые впервые в СССР были организованы для преподавателей - доцентов и профессоров. И уже тогда Галина Александровна понимала, что существующая методика обучения (да и вся система) малоэффективна и ее надо менять. Но как?

© 2012 Школа Китайгородской

Яндекс.Метрика