Учил … и выучил


Журнал "Журналист" 11.06.2013

Читать на сайте журнала


Вряд ли найдется человек на планете Земля, которому не нужен язык. Нет, не его собственный, а иностранный. Знание трех-четырех языков значительно повышает стоимость специалиста на рынке труда, ну, а владение двумя языками (родным и хотя бы одним иностранным) сегодня является минимумом для любого уважающего себя человека. При этом времени на изучение этих самых языков катастрофически не хватает. Из года в год мы обещаем себе пойти на языковые курсы, но что-то все время останавливает: то занятость, то какие-то страхи, то лень-матушка. Научиться общаться на иностранном языке всего за месяц, заговорить «с нуля» уже на первом занятии, открыть в себе новые таланты, погрузиться в радостную творческую атмосферу общения обещает известная «Школа Китайгородской». Проверить на себе эффективность метода профессора Галины Александровны Китайгородской, который уже давно стал классикой интенсивного обучения, и убедиться, все ли так на самом деле, мы решили на собственном опыте.

Опять – в студенты

Я попала в группу выходного дня. Суббота-воскресенье с утра до вечера. И так – в течение месяца. Удобный формат для тех, кто занят всю трудовую неделю. «На вас обрушится огромный объем информации. Не пугайтесь. Постепенно все уляжется. Вы даже не подозреваете, на что способен ваш мозг и ваша память. Главное – правильно работать с материалом и полностью выполнять все, что говорит преподаватель. Он знает, как надо», – напутствовала нас методист школы Лариса Каминская перед началом обучения.

Наша группа – двенадцать человек. Мы – разного возраста и статуса и почти ничего не знаем друг о друге, да это и не требуется, т.к. все мы – теперь другие люди. Например, я – не я, а Джой Ройал, корреспондент BBC. В нашей компании – специалисты из разных стран мира, мы встретились в самолете, который летит в Лондон. Наша общая цель – выставка «Мир чудес». Кто-то едет туда для того, чтобы покупать, а кто-то – для того, чтобы продавать (среди нас есть крупные бизнесмены). Моя задача – сделать материал о выставке и пообщаться с интересными людьми.

Информации действительно очень много, и она дается блоками – сначала знакомимся с новой лексикой в аудитории, причем происходит это в форме мини-спектакля, потом – в ежедневном режиме дома или в машине слушаем диск, на котором записаны диалоги между нашими героями (так мы «раскрываем ухо», то есть развиваем восприятие на слух и слуховую память), и только потом нам дают учебники с прописанными диалогами. Диалоги быстро запоминаются, если не халтурить и, как в школе, делать домашние задания. Только задания эти, в отличие от школьных, выполнять легко и приятно.

Все обучение построено на общении с членами нашей команды (а мы быстро и незаметно для себя превратились из разношерстной компании в настоящую группу единомышленников!) в многочисленных ситуациях, объединенных единой сюжетной линией. Этакая увлекательная пьеса длиной в месяц. Изучая лексику, мы тут же отрабатываем ее в разговоре. Причем пообщавшись с одним человеком, тут же переходим к другому. И так – до одиннадцати раз (по количеству партнеров в группе) – тут хочешь – не хочешь, а фразы запомнишь. Они сами врезаются в память.

По сути, метод основан на простом, на первый взгляд, принципе: на родном языке мы сначала начинаем говорить, постоянно расширяя словарный запас, и только потом узнаем грамматические правила, на которых основана система языка. И именно так: от использования в речи – к анализу, т.е. воспроизводя естественную модель освоения языка, и строится обучение по методу Китайгородской.

Что происходит на занятии?

Когда впервые входишь в аудиторию – бросается в глаза отсутствие парт. Здесь есть только кресла, которые сдвигаются в центр для некоторых игр, или, наоборот, раздвигаются, когда мы двигаемся или поем песни. Вроде бы, все мы взрослые, серьезные, состоявшиеся люди, однако от предложения поиграть еще никто не отказался. Игр множество – от самых простых, типа кубиков, домино, мячика и морского боя, до театральных мини-постановок и дискуссий. Или, например, так: мы разбиваемся на «двойки» или «тройки» и дополняем недостающие элементы в предложении, соединив карточки с началом и концом фразы. В результате, выясняется, что только что всем дружным коллективом мы воссоздали грамматическое правило, которое уже давно используем в речи, но даже и не подозреваем об этом. В общем, скучать на занятии не приходилось. Мало того, и уставать не получалось. Занятия выстроены так, что уже, вроде, ты переполнен информацией и готов «отключиться», а тут раз – и смена ритма, вида деятельности, эмоционального состояния – и открывается второе дыхание. Потом – третье. И не хочется уходить домой.

Время пролетело очень быстро. Слишком быстро. И вот мы уже собрались в кафе отметить окончание курса и обсудить наши дальнейшие планы. Результат ощутили все – значит, метод работает. С самой первой встречи нам говорили: «Дерзайте! Вы – талантливы!» (это, собственно, девиз школы). И знаете, мы в это поверили. После такого мощного энергетического заряда у всех возникло желание не останавливаться на достигнутом, продолжать учить языки (второй, третий, а там уж как пойдет) и путешествовать в страны, где мы уже не будем ощущать себя чужими.

 
Мария ВЛАДИМИРОВА

© 2012 Школа Китайгородской

Яндекс.Метрика