Запись на
первую встречу
Вы можете начать изучать иностранный язык уже завтра!
Просто выберите любое удобное Вам время ознакомительной встречи в форме ниже!
Язык
Дата встречи
Время встречи
Первая встреча бесплатна
Запись на тестирование
ПРЕССА О НАС
Ваши эмоции и результаты - наша главная мотивация в работе!
Галина Китайгородская - уникальная женщина (Журнал Твоя История)
В наш век всеобщей некомпетентности и поверхностных знаний таких профессионалов высочайшего уровня, как Галина Александровна Китайгородская, осталось очень мало. Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор педагогических наук, президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской», автор уникальной системы интенсивного обучения иностранным языкам «Метод активизации возможностей личности и коллектива» – это далеко не полный список достижений и званий Галины Александровны. Но наше интервью не столько о ее достижениях, сколько о ней самой – Женщине с невероятной энергетикой, Женщине, которая посвятила своему делу всю свою жизнь, которая не боится терять и не знает, что такое отдых, Женщине-Лидере, Женщине, которая научно доказала, что каждый человек способен раскрыть заложенный в него от природы колоссальный потенциал.


Галина Александровна, Вы были первой, кто создал уникальный метод обучения иностранным языкам, первой возглавили Центр интенсивного обучения, одной из первых организовали частную образовательную фирму. Успех оглушительный. Но какой ценой?

Да, я много чего создала в своей жизни: и Центр интенсивного обучения в МГУ, и факультет лингвистики и межкультурной коммуникации в Международном университете, и Центр педагогического мастерства для московских учителей. Ну, и свою фирму, конечно. Сейчас она для меня главное. А цену я всегда платила высокую. Была и невероятная борьба, и напряжение, как творческое, так и физическое, и отсутствие отдыха. Когда я пришла к результатам, позволяющим существенно сократить сроки обучения взрослых иностранным языкам – сейчас одну ступень мы даем всего за два месяца, – мне говорили: «Это невозможно, это несерьезно». Но я благословляю этих недругов: они дали мне колоссальный толчок. Я разработала собственную концепцию обучения. Защитила докторскую. Меня убеждали: советскому человеку общение на языке не нужно, а уж интенсив тем более. Но время все расставило по местам. Правда, я раз и навсегда заработала ужасную бессонницу. Платила, прежде всего, здоровьем. Но отступить? Нет, отступать как раз я не привыкла.

Выбор профессии, определившей Вашу дальнейшую судьбу, был легким?

До преподавания было несколько попыток попробовать себя на разных работах. Результатов-то добивалась, но скучно было, неинтересно. И потому подолгу на этих работах не задерживалась. А вот первый же опыт преподавания дал очень четкое понимание – это мое! Но для меня выбор конкретной профессии вторичен по отношению к главной ценности – профессионализму. Ненавижу дилетантов и халтурщиков. Человек должен, по-моему, в любом деле стремиться быть лучшим. Не смейтесь, но стала бы я дворником – точно была бы образцовым и создала бы команду единомышленников.

Трудно быть лидером?

Уже лет 50 как я руководитель коллектива, причем в основном женского. И это не так страшно, как принято считать. Женщин я обожаю. Им главное – не дать погрязнуть в бабстве: в обсуждении, осуждении. И тогда рождается уникальный в своей «творческости» и в своем отношении к делу и друг другу коллектив, который и есть в Школе. Кстати, а почему, если женщина что-то хорошо делает, ее сразу сравнивают с мужчиной? А если плохо, то объясняют это тем, что она все-таки женщина, даже термины специальные придумывают – например, «дамская литература». Вообще, когда к профессии приписывают окончание, характерное для женского рода, это автоматически принижает профессиональные навыки ее обладателя: доктор – профессионал, докторша – так себе; директор – серьезный человек, директорша – ничего хорошего. Каждый может стать выдающейся личностью. И лидерами, в зависимости от выбранной цели в жизни, могут быть как мужчины, так и женщины.

Как преодолевать трудности, сохраняя верность своим идеалам и целям?

Конечно, многое зависит от характера. Человек достигнет результата, если он понял смысл своего существования, ценность своего собственного внутреннего мира, если он живет этой целью, этим смыслом. Вот ставишь себе цель, и все остальное отходит на второй план. Отдыхать – не важно. Пока есть силы, могу совсем не отдыхать. Всю жизнь я работала, приходила домой поздно. Еще повезло, конечно, что муж все это терпел. Удивительно и непонятно до сих пор. Наверное, мы вместе до сих пор, начиная с 17 лет, потому что мне не до мужа было (примеч. – смеется). Потому что у меня была цель, и это было главное. И он это, слава Богу, понял. Поэтому никаких претензий, что дома меня никогда нет, что все выходные сижу за письменным столом и обед только по праздникам.

Многие российские женщины боятся сделать шаг вперед. Их что-то всегда останавливает.

Именно. А вдруг никуда не устроюсь? А вдруг никому не буду нужна? Не надо бояться. Не надо приспосабливаться, лицемерить. Строить свою жизнь нужно наотмашь. Вот ушла я в свое время из престижного Иняза. Ушла в никуда, в абсолютную пустоту. Да, было страшно, но мне не хотелось думать о материальной, рациональной стороне своей жизни. Только дело, ради которого я жила. И в один прекрасный миг все наладилось. Поступило предложение из МГУ, где прошли самые творческие, самые напряженныегоды. Вообще, я считаю, что человек, который понял, что не своим делом занимается, должен все менять. Призвание человека – это очень важно. Все остальное вторично.

А что вам помогало сохранить свою цель?

Дело, которое вдохновляет. Нельзя работать учителями и преподавателями, не любя людей. Я люблю тех, кто есть, тех, кто был и тех, кто будет.

Получается, что люди – главный источник энергии в Вашей работе?

Конечно! Когда ты им помогаешь, когда ты видишь, как они меняются на твоих глазах за эти короткие сроки, ты становишься счастливым. Почему наши преподаватели такие радужные? Почему они все улыбаются? Почему они не боятся никакой нагрузки? Потому что Метод так построен. Метод – это образ жизни. Самая главная ценность – человек. Его надо увидеть, услышать, почувствовать. В него надо верить. Метод – это пружина, которая раскрывается, когда преподаватель входит в класс, он создает положительное напряжение. Ты погружаешься в огромный объем языка, как в жизни. Язык – это инструмент общения. Маленький человек приходит в школу, чтобы получить код в жизни и научиться им пользоваться, а с ним долбят алфавит. Это, возможно, имеет значение, но не имеет смысла, потому что смысл – в общении. На изучение языка уходит 6 лет школы и 5 – института, а потом он приходит к нам: « Я учил язык, но говорить на нем не могу». Моя сверхзадача – привнести жизнь в аудиторию, превратить обучение в радость. И Метод это делает. Я абсолютно уверена: каждого человека есть за что любить, надо только это разглядеть. Как-то одна наша стажерка воскликнула: «Я знаю тайну вашего Метода – она в любви к ученикам!». Сейчас я бы сказала: любовь – это мой образ жизни. А научить любви можно…любя.

Как Вы думаете, что мешает многим российским женщинам раскрыть свой потенциал, заниматься тем делом, которым им действительно хочется заниматься?

Самое главное, что должны понять женщины, – они должны думать о себе. Они говорят: «Я это сделала ради детей». Не согласна. Не ради кого-то. Ты одна в этом мире. Ты одна рождаешься, одна живешь и одна умираешь, независимо от того, есть у тебя один муж, десять мужей, десять детей и внуков. Жить для кого-то, избранного, родного, – это не путь в жизни. Живи широко, для людей, живи для себя, обогащай свой внутренний мир. Я обожаю одиночество. Это редкость в моей жизни. Я счастлива, когда я одна, потому что мне никогда не скучно одной, мне всегда интересно думать, рассуждать, читать, смотреть что-то. Не надо бояться одиночества. Не надо бояться терять. Потому что терять нечего. Ты можешь потерять только себя. А вот себя терять нельзя. Идите смело вперед, рискуйте. Недаром одна из первых фраз в моем учебнике французского – пословица «Кто не рискует, ничего не имеет». Рисковать – это тоже огромное удовольствие.

Какими качествами должна обладать каждая женщина?

Уважение к себе, вера в себя. Верить в то, что ты можешь гораздо больше, чем на сегодняшний день ты реализуешь. Ты еще не знаешь, что в тебе заложено, каковы твои резервы. Недаром мой метод называется «Метод активизации возможностей личности и коллектива». Конечно, есть женщины, которые пришли к выводу, что ничего другого, кроме детей, они в этой жизни не хотят. Так тоже может быть. Но я считаю, что женщина – это, в первую очередь, личность! Это человек, способный на очень многое в государственном, в мировом масштабе. И она должна себя реализовывать. Она должна поставить перед собой интересную, казалось бы, недостижимую цель и идти к этой цели вопреки всему, несмотря ни на что. И, между прочим, очень даже интересная жизнь получается. Я что, жалею, что я не отдыхала в течение 30 или 40 лет? Нисколько не жалею. Что такое вообще отдых? Ну, отдохнула, а дальше что? Что я из этого отдыха приобрела для своего внутреннего мира? Ничего. Люди всегда чувствуют, когда человек работает, получая удовольствие, и всегда это отмечают.

Без каких самых главных вещей Вы не мыслите свою жизнь?

Для меня счастье – это встречаться с моими преподавателями, учениками, общаться с ними, давать советы, помогать им, когда они приходят с вопросами. Это дело моей жизни. Все остальное я могу отложить.

Есть ли у Вас мечта?

Мечта моя не реализовалась…Когда в середине 80-х годов начались новые времена, я поняла, что я, как это ни парадоксально сегодня звучит, государственный человек. То есть мне мало и даже неинтересно работать только на узкий круг людей. Я безумно хотела изменить преподавание в школе, преподавание в вузе, преподавание иностранных языков в неязыковых, технических вузах. Мы провели эксперименты по всей стране. И они везде дали потрясающие результаты. Я мечтала, чтобы руководители нашего государства поняли, что систему образования надо менять. А ответа не было. Почему они вспоминают о том, что в нашей стране существует человек, способный провести эти изменения, только когда это им очень надо? Когда надо было подготовить преподавателей-волонтеров Олимпиады -80 и Сочинской Олимпиады, к нам обратились на государственном уровне. И мы это сделали, мы подготовили людей в кратчайшие сроки. Но ведь мы можем сделать намного больше!

Какие Ваши планы на будущее?

На меня немножко давит уже цифра моего возраста. Я понимаю, что путь остался не очень длинный. Но я очень хочу, чтобы мы продолжали создавать новые курсы, чтобы к нам приходили новые люди, чтобы наша «лодка счастья», как когда-то назвала нашу Школу одна ученица, не «разбилась о быт». Я очень хочу, чтобы жизнь в нашей Школе бурлила, и это продолжалось бесконечно.


Беседовала Дарья Волкова
Читать интервью на сайте журнала "Твоя история".
Волонтёров Олимпиады учат улыбаться и говорить «Fine!»
Национальная Служба Новостей 13.09.2013

Читать на сайте НСН

Подготовка к Олимпиаде в Сочи идёт полным ходом. Сейчас волонтёров обучают навыкам общения с иностранцами. О том, с какими проблемами сталкиваются русские волонтёры в процессе подготовки рассказала НСН заслуженный профессор МГУ Галина Китайгородская…

До старта зимней Олимпиады в Сочи остаётся 148 дней. Чем ближе день открытия, тем серьёзнее подготовка. Из 180 000 желающих примерить волонтерский плащ, было отобрано 25 000 волонтёров, которые будут работать как на Олимпийских, так и на Паралимпийских играх. На сегодняшний день часть из них осваивает особенности межнационального общения. Их подготовкой сейчас в Сочи занимаются и преподаватели «Школы Китайгородской».

Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Китайгородская рассказала НСН о русском характере и трудностях обучения российских волонтеров:

«Самая основная, как это не парадоксально, проблема общения. Это видно по всем нашим ток-шоу. Мы не умеем слушать! — заявила НСН профессор Китайгородская. — Нам прежде всего надо закрыть рот и слушать внимательно. Во-вторых, важно учесть как обращаться и какую дистанцию держать с представителем каждой нации. Мы же, русские, очень быстро идём на физический контакт, близко приближаемся к человеку. А этого делать ни в коем случае нельзя. Третий пункт работы — борьба с жестикуляцией. Она приветствуется только в общении с итальянцами, — рассказывает Галина Китайгородская. — Кроме всего прочего, есть языковые вещи, которые можно или нельзя говорить. Например, никогда не стоит спрашивать о личной жизни, хотя это зависит от нации. Итальянцы с удовольствием расскажут, испанцы тоже, французы не откажутся, но с англичанами ни в коем случае.

«Русские очень любят говорить с иностранцами на личные темы. Наша ментальность отличается тем, что мы жалуемся. На элементарный вопрос "How are you" часто начинают говорить «Ну, так себе, нормально». А этого делать нельзя. Только «Fine» , но это очень трудно даётся нашим. А ещё улыбка. Улыбаться мы не умеем напрочь. С этим бороться тяжело. И от этого надо отучаться. К сожалению, у нас нет патриотизма. Даже ложного. Ведь для них, для сторонних он должен быть!», — утверждает профессор.

Галина Китайгородская готовила гидов-переводчиков и к Олимпиаде 80-го года в Москве. Министерство образования попросило её разработать методический материал и обучить на базе МГУ 1200 преподавателей со всей страны. Тогда знания иностранных языков русскими гидами очень удивили гостей из-за рубежа.

Галина КИТАЙГОРОДСКАЯ: «Расширяю пространство счастья»
Журнал "Журналист" 11.06.2013

По методу «Активизация возможностей личности и коллектива» иностранным языкам обучают не только в России, но и за рубежом. Благодаря методике тысячи людей обрели радость общения на иностранных языках. Метод активизирует психологические резервы личности и позволяет в сжатые сроки запоминать большие объемы новой информации. Для профессора Г.А. Китайгородской создание системы интенсивного обучения стало делом всей ее жизни. О том, почему в группе обучаться эффективнее, о способах запоминания новых слов, о пустой трате денег на грамматику и об оазисах счастья Галина Александровна КИТАЙГОРОДСКАЯ рассказала шеф-редактору журнала «Журналист» Марии ВЛАДИМИРОВОЙ.


– Как выучить иностранный язык во взрослом возрасте? Многие люди, в том числе и наши коллеги-журналисты, сталкиваются с тем, что язык нужен им для работы. И они понимают, что когда-то учили его в школе, но почти ничего не помнят...

– Вот в этом весь ужас. Что-то учили. Десять лет в школе, а потом – четыре-пять лет в институтах. И что в итоге? Они знают, бывает, даже очень прилично грамматику, у них есть какой-то лексический запас, который помогает им читать. Понимать и говорить, то есть общаться на языке, они не могут. Потому что никто никогда не ставил перед ними такой задачи. Да даже если бы она и была поставлена – обучать этому никто не умел.

Я в свое время поставила перед собой цель – эффективно обучать общению. И создала свой метод. И все эти годы мы получаем блестящие результаты.

– А за счет чего?

– Ключевым словом для объяснения сути интенсивного обучения является понятие активизации. Стратегия и технология нашего метода направлены на то, чтобы активизировать такие процессы, как память, внимание, мышление, речетворчество, максимально задействовать эмоции, воображение, а также все те социально-психологические ресурсы, которые заложены в групповом взаимодействии.

Учебный материал поступает не на уровне звуков, слогов, слов, предложений, а в естественном потоке речи людей, которые общаются между собой на самой жизнью продиктованные темы. Введение этого огромного объема материала (200–500 лексических единиц на каждом третьем-четвертом занятии) предполагает определенные приемы, которые должны обеспечить запоминание коммуникативных блоков текста-полилога.

– А что входит в понятие «коммуникативный блок»?

– Это набор готовых высказываний. Запомнив блоки, ученики начинают их комбинировать – часть от одного блока, часть от другого. Главное знать, что, кому, в какой ситуации сказать. Появляется комбинаторика, что и позволяет начинающему довольно успешно изъясняться. Более того, часто он производит на собеседника впечатление человека, свободно владеющего языком, именно потому, что может легко поддержать беседу, комбинируя свою речь.

– Как середнячку, человеку со средними способностями, запоминать иностранные слова?

– Отдельные слова, так же, как и отдельно грамматика и фонетика, никакой коммуникативной нагрузки не несут. Само знание слов не означает, что ты можешь понимать и говорить, общаться с человеком. Ты должен понимать, где это слово должно стоять в предложении, в каком значении его нужно и можно употребить. Не стоит переводить фразу с родного языка на иностранный, это получится опять по-русски. Надо запомнить всю фразу единым коммуникативным блоком.

Как запомнить? За одним блоком я закреплю жест, за другим – мелодию. За третьим – какие-то эмоции. Кстати, известно, что все, что ты воспринимаешь эмоционально (восторг, удивление, возмущение и т.д.), мозг быстро схватывает. Оказалось, что для запоминания очень важен ритм. Я строила первый полилог так, чтобы его можно было танцевать. Один урок давала «на джазе» – усваивалось молниеносно.

- Нужно заучивать фразы блоками?

– Да не надо ничего заучивать! Заучивание происходит само собой.

На занятиях мы даем информацию сразу большим блоком без анализа – происходит ее накопление. Потом речевой опыт переносится на письменную речь – текст, который человек слушал, он теперь читает. Как я говорю, мы «читаем ушами» – возникает столкновение зрительного образа со слуховым, самоанализ происходит автоматически. Ученик начинает читать уже фразами, а не слогами и словами.

– А как грамматика в вашем курсе сочетается с разговорной практикой?

– Прекрасно сочетается! Мы даем грамматические языковые игры (например, домино, где из отдельных слов нужно составить вопрос). После того, как ученики поиграли, задаем вопрос, который стимулирует их к выведению грамматического правила. Они его формулируют сами!

Я считаю, что данная модель – это моя «эврика». Модель, когда мы идем от целого к части, а потом – снова к целому, от синтеза к анализу. И это разработано технологически настолько подробно, что здесь никто не сделает ошибки. Как можно начать читать, не изучив предварительно звуко-буквенные сочетания, спросите вы? Мы это делаем, и все балдеют от того, что они, не научившись читать, читают.

– Из скольких человек должна состоять группа, для того, чтобы обучение было наиболее эффективным?

– До сих пор многие считают, чем меньше человек в группе – тем лучше. А мы говорим по-другому – двенадцать оптимально (минимальное количество человек в группе – десять, максимальное – четырнадцать). Почему? Потому что мы обучаем общению, а общение – это взаимодействие людей. Если в группе несколько человек – с кем ты будешь взаимодействовать?

Сама удивилась интереснейшей вещи – чем меньше человек учится в группе, тем больше ошибок они делают! Потому что одну и ту же ошибку совершают все. И, исправляя ее много раз, у человека больше шансов запомнить правильный вариант. Я это, кстати, доказала экспериментально.

Вот еще важный момент. При обучении мы используем не только постоянную смену ситуаций, но и смену ролей. Человек, пришедший в группу, получает новую роль, жизнь, если хотите. Согласитесь, хорошо же отвлечься от тяжких будней и вечных проблем и стать на определенное время Кристиной – балериной из Аргентины, или Чаком Лаки – каскадером из Кентаки.

– Я бы не отказалась...

– Конечно, тем более, что эта роль-маска позволит переложить ответственность за возможные ошибки на вымышленного персонажа. Это он, а не вы, попадает в различные, в том числе и смешные ситуации. Он (не вы) не может что-то запомнить с первого раза. И вообще, часто удивляет вас не ожиданными поступками. Именно роль-маска позволяет снять психологический барьер, убрать страх ошибки. Все это расширяет границы самораскрытия личности, способствует мобилизации интеллектуальных и творческих возможностей и коммуникативных ресурсов человека.

– Выучить язык, не прилагая к этому серьезных усилий, такое возможно, или это лишь рекламный ход языковых школ?

– Невозможно. Изучение иностранного языка – это труд. Но труд бывает изнурительным, тяжелым и может довести учеников до болезней, а может быть радостным, когда человек творит, раскрывая свой потенциал.

Недавно читала интервью со Славой Полуниным, в котором он сказал: «Создавайте маленькие оазисы счастья вокруг себя, а потом расширяйте потихоньку это пространство». Мне это очень близко. В школе мы свое добро, свою радость, свои знания передаем другим, и максимально расширяем наше позитивное пространство. Пространство счастья общения!

О ПРЕССЕ

– Какой прессе вы доверяете: что слушаете, смотрите и читаете?

– Я смотрю телеканал «Совершенно секретно» и, конечно, «Культуру». Это единственный канал, который достоин этого названия. Интереснейшие передачи, круглые столы, научно-популярные фильмы – в общем, практически все интересно.

Что касается газет, то я довольно долго читала «Новую газету», но потом устала от этой черноты и мрака. Стала читать «МК» – они немногим отличаются от «Новой». Публикуют разные мнения, что делает им честь, у них неплохой стиль изложения.

Слушаю «Эхо Москвы», когда еду в машине. Дома я радио не включаю. Конечно, стараюсь ловить везде программы, которые связаны с образованием. Но опять это такое огорчение – слушаешь или смотришь и расстраиваешься. В общем, нет положительных эмоций ни от каких СМИ. Вот в чем катастрофа.

Интернет-СМИ я не читаю – достаточно информации и без интернета. Мне жаль людей, которые тратят свое жизненное время и эмоции на переживания по поводу того, что кто-то что-то сказал. Это потерянное время, я лучше почитаю.

О СОБЕСЕДНИКЕ

Галина КИТАЙГОРОДСКАЯ – доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ. Автор метода обучения «Активизация возможностей личности и коллектива». Президент научно-образовательного центра «Школа Китайгородской».

Учил … и выучил
Журнал "Журналист" 11.06.2013

Читать на сайте журнала


Вряд ли найдется человек на планете Земля, которому не нужен язык. Нет, не его собственный, а иностранный. Знание трех-четырех языков значительно повышает стоимость специалиста на рынке труда, ну, а владение двумя языками (родным и хотя бы одним иностранным) сегодня является минимумом для любого уважающего себя человека. При этом времени на изучение этих самых языков катастрофически не хватает. Из года в год мы обещаем себе пойти на языковые курсы, но что-то все время останавливает: то занятость, то какие-то страхи, то лень-матушка. Научиться общаться на иностранном языке всего за месяц, заговорить «с нуля» уже на первом занятии, открыть в себе новые таланты, погрузиться в радостную творческую атмосферу общения обещает известная «Школа Китайгородской». Проверить на себе эффективность метода профессора Галины Александровны Китайгородской, который уже давно стал классикой интенсивного обучения, и убедиться, все ли так на самом деле, мы решили на собственном опыте.

Опять – в студенты

Я попала в группу выходного дня. Суббота-воскресенье с утра до вечера. И так – в течение месяца. Удобный формат для тех, кто занят всю трудовую неделю. «На вас обрушится огромный объем информации. Не пугайтесь. Постепенно все уляжется. Вы даже не подозреваете, на что способен ваш мозг и ваша память. Главное – правильно работать с материалом и полностью выполнять все, что говорит преподаватель. Он знает, как надо», – напутствовала нас методист школы Лариса Каминская перед началом обучения.

Наша группа – двенадцать человек. Мы – разного возраста и статуса и почти ничего не знаем друг о друге, да это и не требуется, т.к. все мы – теперь другие люди. Например, я – не я, а Джой Ройал, корреспондент BBC. В нашей компании – специалисты из разных стран мира, мы встретились в самолете, который летит в Лондон. Наша общая цель – выставка «Мир чудес». Кто-то едет туда для того, чтобы покупать, а кто-то – для того, чтобы продавать (среди нас есть крупные бизнесмены). Моя задача – сделать материал о выставке и пообщаться с интересными людьми.

Информации действительно очень много, и она дается блоками – сначала знакомимся с новой лексикой в аудитории, причем происходит это в форме мини-спектакля, потом – в ежедневном режиме дома или в машине слушаем диск, на котором записаны диалоги между нашими героями (так мы «раскрываем ухо», то есть развиваем восприятие на слух и слуховую память), и только потом нам дают учебники с прописанными диалогами. Диалоги быстро запоминаются, если не халтурить и, как в школе, делать домашние задания. Только задания эти, в отличие от школьных, выполнять легко и приятно.

Все обучение построено на общении с членами нашей команды (а мы быстро и незаметно для себя превратились из разношерстной компании в настоящую группу единомышленников!) в многочисленных ситуациях, объединенных единой сюжетной линией. Этакая увлекательная пьеса длиной в месяц. Изучая лексику, мы тут же отрабатываем ее в разговоре. Причем пообщавшись с одним человеком, тут же переходим к другому. И так – до одиннадцати раз (по количеству партнеров в группе) – тут хочешь – не хочешь, а фразы запомнишь. Они сами врезаются в память.

По сути, метод основан на простом, на первый взгляд, принципе: на родном языке мы сначала начинаем говорить, постоянно расширяя словарный запас, и только потом узнаем грамматические правила, на которых основана система языка. И именно так: от использования в речи – к анализу, т.е. воспроизводя естественную модель освоения языка, и строится обучение по методу Китайгородской.

Что происходит на занятии?

Когда впервые входишь в аудиторию – бросается в глаза отсутствие парт. Здесь есть только кресла, которые сдвигаются в центр для некоторых игр, или, наоборот, раздвигаются, когда мы двигаемся или поем песни. Вроде бы, все мы взрослые, серьезные, состоявшиеся люди, однако от предложения поиграть еще никто не отказался. Игр множество – от самых простых, типа кубиков, домино, мячика и морского боя, до театральных мини-постановок и дискуссий. Или, например, так: мы разбиваемся на «двойки» или «тройки» и дополняем недостающие элементы в предложении, соединив карточки с началом и концом фразы. В результате, выясняется, что только что всем дружным коллективом мы воссоздали грамматическое правило, которое уже давно используем в речи, но даже и не подозреваем об этом. В общем, скучать на занятии не приходилось. Мало того, и уставать не получалось. Занятия выстроены так, что уже, вроде, ты переполнен информацией и готов «отключиться», а тут раз – и смена ритма, вида деятельности, эмоционального состояния – и открывается второе дыхание. Потом – третье. И не хочется уходить домой.

Время пролетело очень быстро. Слишком быстро. И вот мы уже собрались в кафе отметить окончание курса и обсудить наши дальнейшие планы. Результат ощутили все – значит, метод работает. С самой первой встречи нам говорили: «Дерзайте! Вы – талантливы!» (это, собственно, девиз школы). И знаете, мы в это поверили. После такого мощного энергетического заряда у всех возникло желание не останавливаться на достигнутом, продолжать учить языки (второй, третий, а там уж как пойдет) и путешествовать в страны, где мы уже не будем ощущать себя чужими.

Мария ВЛАДИМИРОВА
Дерзайте, вы талантливы!
Сегодня обязательное знание одного или нескольких иностранных языков стало реальным требованием времени. Однако мы продолжаем думать, что изучение иностранного языка при современном ритме жизни отнимает слишком много сил и времени. Это мнение сформировалось из-за традиционной методики преподавания, когда сначала осваиваются правила грамматики, а затем чисто механически тренируется их употребление. В результате студенты после обучения не могут разговаривать на изучаемом языке, хотя знают грамматику и даже умеют писать.

И еще. Мы постоянно куда-то спешим, живем в жестком графике, нам некогда общаться. Возможно ли восполнить дефицит общения, изучая иностранный язык, или совместить напряженную учебу с отдыхом и эмоциональной разрядкой?

«Да»–однозначный ответ школы Китайгородской.


Сложился стереотип, что индивидуальное обучение гораздо эффективнее, чем обучение в группе. Однако обучение в группе создает возможность общения не только ученика с преподавателем, но и учеников друг с другом. При индивидуальном обучении вы никогда не сможете воспроизвести все многообразие ситуаций, с которыми сталкиваются люди в жизни. Как ни старайся, но в ситуации живого общения тет-а-тет невозможно познакомиться больше одного раза. А если у вас десять партнеров? Значит, вы получите в 10 раз больше возможностей попрактиковаться в устной речи!

Обучаясь в школе Китайгородской, я на своем опыте познала, что общение с различными собеседниками на протяжении нескольких часов (помимо того, что это просто интересно) помогает адекватно себя оценивать. Общаясь и сравнивая себя с разными партнерами, вы сами можете оценить свои успехи.

С другой стороны - чем больше группа, тем меньше времени выделяется каждому ученику на высказывание своих мыслей и полноценного общения не получается.

В школе Китайгородской эту проблему успешно решают. Языку обучают в процессе общения преподавателя со студентами и, что еще более важно, студентов друг с другом. Бывает, что несколько человек говорят одновременно. Но это не приводит к хаосу, поскольку преподаватель организует общение и управляет им. Говоря словами Г.А. Китайгородской: «Педагог – это хороший менеджер». Грамотная организация занятия позволяет одновременно задействовать всех учеников. Идет работа в группах по два, по три человека. И не возникает такой ситуации, когда один отвечает, а другие ждут, теряя время.

Проучившись два семестра в школе Китайгородской, я познакомилась с методом, который называется «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива». Несмотря на то, что преподаватель на вступительном занятии рассказал, как будет строиться обучение, меня ждало несколько сюрпризов.

Сюрприз 1.

В школе Китайгородской начинают говорить с первого занятия, а вот учебники дают уроке на третьем. То есть весь новый материал сначала воспринимается на слух, а дома при подготовке прослушивается кассета. В результате начинаешь воспринимать информацию без зрительной опоры. И сделано это не случайно. Часто люди, умеющие читать, не понимают устную иностранную речь.

Сюрприз 2.

Огромные объемы новой информации. Не зря эта методика преподавания называется интенсивной (от латинского «INTENSUS» – «напряженный»). По статистике, в результате обучения человек усваивает от 30 до 70 процентов информации. Даже большой материал можно преподнести так, чтобы он хорошо запомнился. Высокий уровень знаний выпускников школы Китайгородской есть просто проявление средней способности к усвоению нового материала, помноженное на высокую активность и заинтересованность, поддерживаемые в течение всего урока.

Отдельно стоит сказать об атмосфере на занятиях - доброжелательной, радостной и неформальной. Однако те, кто понимает под доброжелательной атмосферой состояние расслабленности и покоя, будет неизбежно разочарован в этой школе. На занятиях обучающиеся переживают целую гамму эмоций, большинство из которых, конечно, положительные.

Тут проявляется еще одно достоинство этой школы: использование всех доступных видов человеческой памяти (кроме, разве что, обонятельной). Но наибольший упор делается на эмоциональную память. Действительно, в эмоционально нагруженной ситуации человек запоминает на пределе своих возможностей. Как известно, в состоянии позитивного стресса мозг человека работает гораздо эффективней.

Сюрприз 3.

Успехи учеников никогда не сравниваются между собой. Совершенно отсутствует страх перед ошибкой.

Эта методика – идеальный вариант для тех, у кого есть языковой барьер. Научиться говорить на иностранном языке можно только в общении, условия которого приближены к реальному. Искусственные речевые упражнения не формируют необходимых умений. Чтобы общаться, надо знать, как пользоваться языком в определенном контексте, т.е. выучить язык сегодня означает овладеть речевым поведением в ряде естественных ситуаций, а также познакомиться с культурой, традициями и этикетом страны изучаемого языка.

На занятиях нас на все лады учили знакомиться (как в пансионе благородных девиц), решать проблемы с жильем, добираться до нужного места, одним словом, выживать в англоязычной среде. Теперь мы будем уверенно чувствовать себя в различных повседневных ситуациях: в общественном транспорте, театре, ресторане, магазине, кабинете врача.

На продвинутом этапе также много внимания уделялось изучению английских традиций, прессы, экологии.

Сюрприз 4.

Учебная деятельность организована в виде ролевой игры. Игра понимается не в примитивном, а в широком смысле слова – как форма непосредственного, но продуманного и управляемого общения преподавателя и группы, т.е. по своему содержанию она находится на соответствующем обучаемой группе интеллектуальном уровне. В игре – обучении задействованы все ученики, так что отмолчаться на занятии не получится – каждый время от времени оказывается в главной роли.

Трудно переоценить значение ролевых игр. Роль является одним из главных средств мотивированных многократных повторений учащимся различных языковых клише, что необходимо для формирования речевого навыка.

И это не все – психологическое значение роли огромно. Кто из нас не мечтал стать артистом? Кто из нас не хочет быть интересным собеседником? Роль, во-первых, дает возможность проявить себя как актера, а, во-вторых, позволяет «со знанием дела» высказываться на различные темы, рассуждение на которые данным человеком в реальной жизни показалось бы необоснованным. Роль раскрепощает, дает простор для фантазии. Кем вы окажетесь: хирургом, священником, балериной, автогонщиком, бизнесменом, театральным критиком или миллионером-путешественником?

Порой роль выполняет функцию своеобразного психологического щита. Заданный вопрос может показаться слишком личным, нежелательным, и тогда роль приходит на выручку. Человек скажет что-то согласующееся с его ролью. Ответ может и не соответствовать реальной жизни, но в любом случае должен быть осмысленным, потому что его тут же прокомментируют соседи.

Некоторым роль дает возможность на несколько часов отвлечься от проблем действительности и «пожить красивой жизнью». Преподаватель же продуманно вовлекает каждого в общую деятельность, распределяя роли в ситуации, делает временным лидером каждого, одним словом управляет общением, учит общаться.
Наверное, корпоративным клиентам будет интересно, что занятия в группах приводят к сплачиванию людей внутри группы, поэтому такие занятия могут также служить целям team building`а.

Сюрприз 5.

Четыре часа подряд выдержать нелегко, поэтому происходит постоянная смена деятельности: то вы берете интервью у своих соседей, то превращаете монолог в диалог, то рисуете, играете сценку. А как вам организация митинга в защиту животных или расследование ограбления гостиницы? Каждый попробует себя в роли экскурсовода, журналиста, актера. Вы устали? В середине урока маленький кофе-брейк, обсуждайте, что хотите, только на английском. В конечном итоге, за время занятия человек не только не устает, но эмоционально отдыхает.

На занятиях есть место и грамматике. Но в отличие от традиционного обучения ученики сначала начинают использовать различные языковые формы, а потом проводятся игры, в ходе которых учащиеся сами формулируют правила. К началу обучения в школе Китайгородской, хорошо бы обладать хоть минимальным знанием грамматики. Если по окончании обучения вы хотите знать все грамматические правила и уметь переводить сложные тексты, то советуем выбрать другие курсы.

Несомненно то, что именно в этой школе вас «разговорят», снимут языковой барьер, научат воспринимать живую разговорную речь. Также сильно пополнится словарный запас и запас идиом.

Все письменные задания делаются только дома, на занятиях внимание письму не уделяется. Однако, получив проверенные домашние работы, можно в конце занятия обсудить свои ошибки с преподавателем. Но самое главное домашнее задание – слушать кассету. Эта кассета становится Библией на время обучения.

Почему же традиционный метод обучения часто оказывается неэффективным? Из-за низкой мотивации. Что часто происходит в школе, институте? Учителя интересует в основном не содержание ответа на его вопрос, а правильная грамматика. На занятиях в школе Китайгородской человек учится не просто грамотно формулировать фразы, а именно выражать свои мысли на иностранном языке.

Кроме этого, на занятиях устанавливаются партнерские отношения. Ученик не боится задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Преподаватель строит общение в учебной группе по типу реального общения, «вплетая» в этот контекст неформального личностного общения учебный материал, заставляя поверить в происходящее. Для качественного запоминания требуется немеханический подход к произнесению фразы, чему способствует постоянная смена партнера.
Также на пользу обучению идет соревновательный эффект, возникающий при обучении в группе, когда самолюбие заставляет учеников «догонять» вырывающихся вперед. Уроки строятся на серии упражнений, формирующих умение пользователя, а не просто дающих теоретические знания.

Время обучения промелькнуло незаметно. Мы совершили увлекательное путешествие по Англии, познакомились с особенностями жизни и менталитета жителей туманного Альбиона. Теперь, попав в страну изучаемого языка, мы не пропадем. А мне захотелось начать учить еще какой-нибудь язык. Ибо девиз «Школы Китайгородской» – «Дерзайте, вы талантливы!».

Интервью «Совершенно секретно», ноябрь 2012
Кто не хочет заговорить на иностранном языке без труда и особых усилий? Как по волшебству: поставил на ночь диск с аудио-курсом, проснулся – и на вопрос «Do you speak English?» или «Parlezvous français?» уверенно отвечаешь: «Уes,of соurse!» или «Oui, evidemment!» Или включил в машине какой-нибудь замечательный курс «Иностранный за рулём» и остановившего тебя сотрудника ДПС на чистейшем испанском спрашиваешь: «Неужели я нарушил правила?»



Но чудес не бывает. Выучить язык во сне или «мимоходом» вряд ли удастся. Хотя благодаря Галине Китайгородской – доктору педагогических наук, профессору, академику Международной академии наук высшей школы, директору Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ имени М.В. Ломоносова и президенту научно-образовательного центра «Школа Китайгородской» можно быстро превратиться из «великого немого», как шутя называют себя все те, кто безуспешно зубрил иностранный язык в школе и вузе, в человека, свободно на нём общающегося. Галина Александровна создала новаторскую теорию обучения – уникальный авторский Метод активизации возможностей личности и коллектива, который стал основой единственной в нашей стране научно-практической системы интенсивного обучения иностранным языкам. Благодаря Китайгородской тысячи людей поверили в то, что они талантливы, и смогли, позабыв про психологический барьер, быстро и с удовольствием освоить новый язык – начали общаться на нём, смотреть фильмы и читать книги.

– Язык – это труд и время. Вы с этим согласны, Галина Александровна, или у вас есть своя формула?

– Конечно, труд и время. Вопрос только, какое время, и какой труд. Труд бывает изнурительным, раздражающим, требующим больших затрат физических и умственных сил, а может быть удовольствием, радо-стью и даже… отдыхом. Мой метод основан как раз на таком труде. И времени на усвоение языка уходит значительно меньше, чем при традиционных способах. Всего за 120 часов (это один уровень обучения) можно научиться говорить и понимать речь носите-лей языка в определенной сфере общения. Чем выше уровень – тем больше разных сфер. Важно только конкретизировать, что, говоря об «усвоении» иностранного языка, мы имеем в виду возможность свободного общения на нем, а не изучение его с научной точки зрения – это дело профессионалов-лингвистов. Для всех остальных язык должен быть не целью, а средством. И прежде всего – средством межкультурного общения. А языку как средству общения надо обучать по-другому. Не заставлять «читать и переводить со словарем», не зубрить правила или тупо заучивать слова, а открывать человеку новый увлекательный мир, в котором он чувствовал бы себя есте-ственно и радостно.

Вы были первой, кто сломал стереотип обучения иностранному языку, на практике доказав, что интенсивный метод может быть очень эффективным. В этом году вашей Школе исполнилось уже 25 лет, а методу – больше 35! А с чего все началось?

На меня произвела большое впечатление встреча с известным болгарским психо-терапевтом Георгием Лозановым, который занимался проблемой резервов личности, и в частности особенностями человеческой памяти, Именно он дал мне толчок к новым профессиональным поискам. А метод и система родились на стыке наук – философии, психологии, педагогики, которые помогли мне понять, как лучше обучать, как погружать в культуру другого народа, чтобы его язык, интонации, жесты - в общем, речевое и неречевое поведение - были поняты и освоены. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что мой метод подразумевает не «изучение» иностранного языка, а обучение свободному общению на нем. Для этого была детально разработана методическая система, где учтены все мелочи. На успех работают самые разные факторы – высочайший профессионализм наших специально подготовленных преподавателей, блестяще владеющих языком, атмосфера на занятиях, где царят доброжелательность и юмор, искренний интерес, уважение и внимание к каждому учащемуся, четкая продуманность всего процесса обучения, выглядящего при этом как талантливая импровизация. Каждый урок, как хороший сценарий, написанный одаренным автором, неизменно продвигает учащегося в познании нового. И делает это «играючи». В такой благоприятной обстановке люди раскрепощаются: они хотят общаться, радовать друг друга. Рождается удивительный эффект «мы», когда чувство локтя, дружеской поддержки окрашивают жизнь новыми красками и помогают «расцветать» скрытым способностям.

Сегодня столько разных курсов иностранных языков, в том числе и интенсивного обучения, но «Школа Китайгородской» – это бренд, которому доверяют, как никакому другому. В чем еще ваши секреты?

Думаю, дело в том, что мы единственные в нашем деле, у кого огромная многолетняя практика базируется на мощной научной базе. У нас каждая программа имеет свои задачи, которые решаются специально отобранным материалом и особым авторским учебником. Такой научной базы, подтвержденной не только моей докторской диссертацией, но и огромным количеством других диссертаций моих последователей, больше нет ни у кого. Я могу аргументировано ответить на любой вопрос по своей системе, потому что практически по всем темам были проведены научные эксперименты, исследования и их результаты объективно показывают картину в цифрах, процентах и фактах. И главное, что мы не стоим на месте – система продолжает развиваться, обогащаться, шагать в ногу со временем. Школа Китайгородской сегодня - это мои ученики, мои последователи, которых я очень люблю и которыми горжусь. Мы, образно говоря, исповедуем одну религию и верны одним и тем же принципам. Мы пишем новые учебники, обсуждаем наиболее эффективные методические приемы, ищем другие формы. Мы очень гибкие. У нас есть программы для разных целей и на все возможные варианты обучения как по частоте посещения, так и по продолжительности курса. Мы помогаем решить все задачи, которые ставят перед собой люди, которые к нам приходят.

А каким языкам можно учиться по вашей системе?

Еще в советские годы на базе метода были созданы учебники для изучения порядка 17 языков, в том числе молдавского, литовского, татарского и т.д. Как и четверть века назад, я убеждена, что человек, живущий в другой стране, обязательно должен знать язык этой страны, чтобы понять и принять культуру этого народа. А сейчас в нашей Школе есть возможность заниматься английским, французским, немецким, испанским и итальянским языками, а также русским как иностранным. Надеюсь в ближайшее время найти и подготовить преподавателя китайского. Сегодня владеть лишь одним английским для многих специалистов уже становится недостаточно. Не секрет, что больших успехов в делах добиваются те, кто умеет общаться со своими зарубежными партнерами на их родном языке. Я далека от политики, но мне кажется, что замечательные отношения с Германией у нас в немалой степени сложились еще и потому, что Путин свободно говорит понемецки.

В каком возрасте лучше осваивать язык по вашей системе?

Это можно делать в любом возрасте. У нас учатся все - от школьников до пенсионеров. Дело не в возрасте. Есть люди более способные к языкам, есть менее, но в том-то и достоинство системы, что она дает возможность научиться общаться на языке и тем и другим. Технология построена в том числе и на использовании всех видов памяти. Если, к примеру, у вас недостаточно развита слуховая память, на помощь вам придет зрительная опора. А движение, ритм, мелодика воздействуют на каждого, повышая возможность запоминания. Одним словом, наша технология - это множество приемов, облегчающих обучение и делающих его результативным.

А для продолжающих изучать язык ваша методика подходит?

Конечно! У нас в Школе есть 5 уровней. Самый высокий – это уже абсолютно свободное владение языком, когда люди могут вести дискуссии на разные темы, участвовать в круглых столах, выступать на конференциях и т.д. Есть специализиро-ванные бизнес-курсы, которые незаменимы для деловых людей. Я же говорю, что у нас очень творческий коллектив. Мы занимаемся любимым делом, можно сказать, живем своим оазисом счастья. И с удовольствием делимся им со всеми желающими. «Дерзайте! Вы талантливы!» - это не красивые слова. Это девиз и фундамент, на котором построена моя теория обучения, помогающая человеку активизировать свой потенциал. А он есть у каждого, его просто надо реализовать. И мы знаем, как это сделать!

Елена ЦЫГАНКОВА

Made on
Tilda