Л.И. Каминская:
Прежде всего выполняю свое обещание и публикую идеи коммуникативных заданий для старшеклассников, которые вы предложили во время вебинара, когда мы обсуждали важность превращения темы урока в проблему, что помогает заинтересовать и вовлечь учащихся в обсуждение. Как вы помните, мы рассматривали проблему выбора профессий: - Какие профессии останутся востребованными, а какие исчезнут в ближайшем будущем?
- Изменится ли ситуация на рынке труда в отдаленном будущем, и если да, то как? Аргументируйте свою точку зрения.
- Профессию нужно выбирать на всю жизнь или возможность переучиться делает этот выбор непринципиальным? Почему вы так думаете?
- При выборе профессии нужно следовать только своим стремлениям или стоит прислушаться к советам родителей и других опытных людей? Почему вы так думаете?
- Многие считают, что при выборе профессии главное – любить то, что ты выбираешь. Нужно ли при этом учитывать и материальный фактор? Аргументируйте свое мнение.
- Обязательно ли после обучения работать по специальности? Или главное – получить высшее образование, а потом жизнь покажет, чем заниматься? Почему вы так думаете?
- Путь к интересной работе, к удачной карьере лежит только через высшее образование или это необязательно? Что дает вам повод так считать?
Надеюсь, вы простите некоторую редакцию ваших спонтанных идей. Как вы, конечно, заметили, везде добавлена просьба аргументировать свое мнение. Это принципиально важно для формирования умения объяснять и отстаивать свою позицию, внимательно выслушивать и анализировать другие мнения и в случае несогласия оппонировать им. А мы, преподаватели, ставя перед учащимися задачу аргументации своего мнения, понимаем, что это еще и способ обеспечить увеличение объема высказывания.
Вы, должно быть, помните, что Екатерина Забашта написала в чате, что по проблеме выбора профессий можно провести дебаты или ролевую игру и справедливо добавила, что для игры нужны ролевые карточки.
Научиться проводить разные виды дискуссий (в том числе ролевые игры с использованием правильно составленных ролевых карточек) вам поможет книга ведущего психолога «Школы Китайгородской» М.А.Ковальчук «Дискуссия как средство обучения иноязычному общению», на которую я ссылалась во время вебинара. А прекрасную практическую помощь в овладении искусством проведения дискуссий может оказать наш специальный курс повышения квалификации для преподавателей. "Discussion as a Way to Improve Communication".
А вот какие ситуации общения и идеи коммуникативных заданий вы предложили для обсуждения погоды:
- Мы собираемся на экскурсию, на пикник, и узнаем прогноз погоды, т.к. наш маршрут и одежда зависят от погоды.
- Ваш друг приехал раньше на место вашего отдыха. Позвоните ему и узнайте, какая там погода и что из вещей нужно собой взять.
- Нам предстоит поездка в другой город/страну, и мы узнаем у друзей, которые там живут (бывали), в каком месяце там самая комфортная погода.
- Мы говорим по телефону с другом и обсуждаем свои планы на сегодня, исходя из погоды.
- Мы выбираем, куда поехать на каникулы, в зависимости от прогноза погоды в разных городах/странах.
- Мы рассчитывали на хорошую погоду, а прогноз не оправдался. Теперь мы сидим в палатке, укрываясь от дождя, и мечтаем о хорошей погоде.
- Настроение вашего друга /подруги часто зависит от погоды. Узнайте, как именно на него/нее влияет разная погода (к заданию преподаватель может приложить список разных вариантов погоды). Дайте совет, как улучшить свое настроение в плохую погоду.
- В зависимости от погоды разные люди выбирают разные виды времяпрепровождения. Есть ли в вашей группе ребята, которые любят делать то же, что и вы, когда идет дождь (снег), когда на улице жарко (холодно) и т.д. ? Расспросите своих одноклассников об их предпочтениях и найдите того/тех, с кем у вас больше всего совпадений.
- Посмотрите, что упаковал ваш друг для предстоящей поездки и догадайтесь, куда он едет и какая там погода (прилагается картинка чемодана/рюкзака с вещами).
- Вы собираетесь провести часть каникул в лесу в Карелии, потом одну неделю в Санкт-Петербурге и десять дней на Черном море. Вы составили список одежды, которую нужно купить для поездки, но родители (друзья) говорят, что список слишком длинный. Докажите, что все вещи вам абсолютно необходимы.
Перечень ситуаций, в которых уместен разговор о погоде, бесконечен, главное не ограничиваться ритуальным опросом о погоде в начале любого урока, а думать где и когда мы говорим о той или иной теме в жизни, и тогда у вас не будет трудностей с выбором идеи для сценария урока.
На нашем вебинаре мы вышли за рамки только реальных ситуаций и заказывали погоду на свой день рождения (общий праздник, пикник и т.д.), позвонив в Weather Sky Office. Такие задания вызывают большой интерес учащихся любого возраста, но их не нужно давать на первых уроках изучения определенной темы, приберегите их для отсроченного повторения изучаемого материала, когда нужно «оживить» ранее изученный материал, дать возможность посмотреть на него новыми глазами. А начинать изучение любого учебного материла лучше с более реалистичных ситуаций общения.
На вебинаре прозвучали предложения рисовать погоду, и мы говорили о том, что дети могут описывать свои картины друг другу или просить ребят догадаться, что на них изображено. Урок можно завершить выставкой картин времен года и работать там гидами, описывая свои и/или чужие картины. Слушая музыкальные произведения, посвященные временам года и звукам природы, можно рисовать то, что подсказывает музыка, а потом описывать эти картины. Ученикам, как правило, нравится пантомимически изображать явления природы, а ученики-зрители при этом описывают то, что они видят. Последнее, конечно, практически невозможно выполнить на онлайн-уроке, но пусть эта идея сохранится в вашей копилке педагогических идей, она может пригодиться на офлайн-уроках и будет способствовать развитию воображения, творческих способностей ваших учеников.
Мы с вами вспомнили о песнях о погоде ("Rain, rain go away", "Have you ever seen the rain", " What's the weather like today", "Sunshine reggаe" и многие другие, выбор которых для урока зависит от языкового уровня учащихся и сюжета урока.
Как вы понимаете, выше были перечислены только идеи коммуникативных заданий и сюжетов для урока, а для того чтобы они стали обучающим, логичным и увлекательным сценарием, нужно придумать, логически выстроить и тщательно прописать коммуникативные задания и контроль к ним, о чем мы говорили на вебинаре. Конечно, не все предложенные идеи в равной степени подходят для онлайн-урока, но говоря о проведении онлайн-уроков, мы не можем не думать о будущих занятиях, когда мы встретимся со своими учениками в школе.