Слово «общение» понятно всем, но может быть именно поэтому, когда это слово употребляется применительно к организации учебного процесса, то подчас возникает недоумение: общение преподавателя с учениками, а тем более общение учеников между собой очень похвально, но на уроке мало времени, это слишком большая роскошь. Да и вообще, какое отношение имеет общение к обучению?
Попробуем ответить на этот вопрос с научной точки зрения. Общеизвестно, что личность формируется и функционирует в постоянном взаимодействии с другими людьми в основных видах деятельности: игре, учебе, труде. Развитие личности учащегося протекает в двух взаимосвязанных деятельностях: учебной и общении. Известно также, что гармоничное развитие личности во многом обеспечивается единством этих видов деятельности. Тенденция к слиянию процессов обучения и общения характеризует современную педагогику и психологию обучения. Благоприятные условия для достижения эффективных результатов открываются тогда, когда требования учебной задачи представляются обучаемому привлекательными, удовлетворяющими его потребности.
Чтобы создать необходимые для этого условия, надо построить учебный процесс таким образом, чтобы отношение к изучаемому предмету формировалось через отношение к другому человеку (соученику, учителю), а оно, в свою очередь — через групповое взаимодействие, иными словами, необходимо обеспечить максимальное слияние общения и обучения. Именно в этом случае, по утверждению психологов, общение выполняет обучающую и развивающую функции и приводит к наиболее продуктивному овладению изучаемым предметом при одновременном всестороннем личностном развитии. Все это, как нам кажется, дает основание для введения понятия обучающего общения.
Почему же мы формулируем этот принцип как принцип личностного общения?
Прежде всего, в понятие «личностное» мы вкладываем психотерапевтическое и психологическое содержание: доверительность, поддержка, доброжелательность. Ведь общение, диалогическое общение, с позиции социальной психологии подразумевает установление отношений взаимного доверия, откровенности. В диалоге (в широком смысле слова) представлены голоса всех его участников, что позволяет сопоставлять различные точки зрения, определять свою собственную и рассматривать ее как одну из возможных.
Диалогическое общение в таком расширительном понимании предполагает организацию особого типа отношений его участников, характеризующихся устремленностью к другому человеку, вниманием и интересом к нему, способностью дорожить другим человеком, видеть в нем цель, а не средство. Взаимный характер общения приводит к активной позиции каждого его участника. Однако надо помнить, что одно из важнейших умений в общении — умение слушать собеседника. Для преподавателя интенсивного обучения это особо важное качество, т.к. он должен уметь строить общение в учебной группе по типу реального общения, «вплетая» в этот контекст неформального личностного общения учебный материал (упражнения).
Принцип личностного общенияРеализация этого умения на практике означает, например, что, задав вопрос, преподаватель должен уметь выслушать своего ученика не только и не столько как «ученика», но и как собеседника, партнера. Это умение проявляется в реакции на содержание, смысл сказанного учеником.
Преподаватель не стремится оценить ответ ученика, что так привычно в педагогической практике. Он выражает, высказывает свое отношение к содержанию сообщения. Это невероятно важно, т.к. именно выражение своего отношения к сказанному учеником выводит эту учебную ситуацию за рамки формального взаимодействия, превращает учебное общение в неформальное личностное, т.к. позволяет «вплести» тренировку учебного материала (упражнения) в контекст реального общения.
Организация такого обучающего общения требует от преподавателя специальных умений и определенных усилий, особенно на начальном этапе, когда ученик еще очень ограничен в выборе языковых средств и, кроме того, в сознании учащегося (да и преподавателя) действует стереотип учебного взаимодействия, созданный предшествующим опытом учения и преподавания. Этот стереотип держит преподавателя в рамках «опросной» системы, когда любой ответ, сообщение ученика замыкается на преподавателя, ответ которого заключает в себе оценку формальной стороны сообщения ученика. Необходимо сразу же преодолевать этот стереотип, и с этой точки зрения чрезвычайно важным оказывается использование специального приема, который мы называем «передачей», «перепасовкой» реплики (ответа, сообщения) одного учащегося другим (группе), стимулируя тем самым их собственные высказывания, реакции, активность в поддержании и развитии диалога в группе. Преподаватель осознанно стремится не принимать все реплики учащихся «на себя», отдавать их, как мяч в волейболе.
Как организовать личностное общение?
Успешность в организации личностного общения на занятиях зависит от того, как отобран и организован учебный материал. Так, например, отбор учебного материала обязательно предусматривает наличие специальных языковых средств для вступления в контакт, для выхода из контакта и т.п., всего того, что позволяет обучаемому выражать себя как личность в организованном и управляемом преподавателем иноязычном общении. Организация учебного материала в жизненно значимых ситуациях, комбинации которых заложены в текстах-полилогах, служит моделью личностного общения, помогая обучаемому в дальнейшем находить речевые способы и средства решения многих других однотипных ситуаций, отталкиваясь от имеющегося образца.
Не только отобранный учебный материал, представленный в текстах-полилогах, не только система коммуникативных упражнений, основой которой является принцип личностного общения, но и такие характеристики, как количество обучаемых, состав группы и ее пространственное расположение, подчинены принципу личностного общения. Оптимальный объем группы — 12 человек, состав гетерогенный, что позволяет создать в группе репрезентативную модель общества, расположение в аудитории — полукругом, лицом к лицу. Эти параметры, кстати, характерны для всех групповых форм психологической работы (Т-группы, группы тренинга умений, психодрама и т.д.).